СТАРЫЙ ЗАМОК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СТАРЫЙ ЗАМОК » Картинная галерея » Изобразительное Искусство


Изобразительное Искусство

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения
внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе;
творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только
самого автора, но и других людей.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения
действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и
часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный
результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как
собственно творческую художественную деятельность, так и её результат —
художественное произведение.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов)— раздел пластических
искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство
окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и
скульптуры.
Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих
усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически
сложившимся концепциям творчества:
- Живопись
- Скульптура
- Графика
- Фотоискусство
- Архитектура
- Декоративно-прикладное искусство

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются
обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень,
фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с
характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность
характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и
специфика их применения называется изобразительным языком.

2

Живопись

Это вид изобразительного искусства в котором образы передаются с помощью нанесения
красок на какую-либо поверхность ( холст, бумага, стекло, известковая штукатурка ,
камень и др.). Существует два основных направления живописи - станковая и
монументальная. К станковой относятся работы, созданные на мольберте художника, то
есть на его Станке. А к монументальной, относится живопись, которая воспроизводится в
основном на каких-либо архитектурных сооружениях (роспись церквей, храмов,
исполнение фресок и др.)
-Выделяют следующие основные жанры живописи:
Портрет - жанр, в котором художник передает в создаваемой картине визуальные
характеристики модели. Он может изобразить полное сходство линий, форм, цвета,
реальный облик человека, а может использовать свое видение и трактовку образа.
Натюрморт – жанр, который основывается на изображении неодушевленных предметов.
Если переводить это слово с разных языков, оно будет означать – Мёртвая природа или
Неподвижная жизнь. Этот жанр посвящен изображению предметов, объединенных в
группу, сюжет. В натюрморте, кроме неодушевленных вещей (кувшинов, столовых
приборов, статуэток и др.) так же могут использоваться одушевленные, но они уже
оторваны от своей естественной среды и не считаются таковыми, например рыба на столе
постановки или цветы, добавленные в букет. Изображение движущихся живых существ -
птиц, зверей, используется в редких случаях и лишь как дополнение. Очень большое
внимание уделяется проработке деталей, фактур.
Бытовой - жанр, в котором основным является изображение повседневной, бытовой
жизни людей. Он используется так же в скульптуре и графике. Его возникновение
произошло еще во времена античности, когда стало уделяться большое внимание жизни и
трудовой деятельности простого народа. Уже тогда этот жанр использовали для стенописи
и керамики.
Мифологический – этот жанр посвящен изображению героев, разнообразных сцен из
мифологии. Мифы и легенды всегда существовали и существуют у народов мира и это
очень ценный источник для творчества. Основой жанра является то, что художник может
свободно толковать мифические сюжеты.
Анималистический – жанр, главной темой которого является изображение животных
отдельно, либо на фоне природы, охотничьих сцен. Он получил начало еще с
первобытных времен, когда образами животных расписывали гробницы, вазы, храмы.
Произведения анималистов часто используют для иллюстраций литературных
произведений.
Батальный – этот жанр посвящен изображению военных сражений морских или
сухопутных, военных походов. Художники стараются запечатлеть в своем произведении
ключевые сцены и основных героев битвы. Так же зачастую изображают сцены военного
быта.
Пейзаж – жанр, в котором главная роль отведена изображению природы первозданной
или природы измененной человеком. Художники этого жанра так же на свои холсты
переносят сюжеты городской и индустриальной среды. В изображении пейзажа очень
важна передача атмосферы, смены светового значения, его изменения.
Исторический - жанр, суть которого состоит в изображении всевозможных событий из
исторического прошлого, сюжетов из жизни народа.
Марина – жанр, являющийся разновидностью пейзажа. Главную роль в нем занимает
изображение морских видов, сражений и всех событий, которые связаны с морем.
Художников, которые пишут в этом жанре, называют маринистами.

История живописи
Живопись, одно из древнейших видов искусства. Она зародилась еще со времен
наскальных росписей. В развитии различных техник и жанров живописи было накоплено
целое наследие, духовные сокровища.
Античность проявила тяготение народа показать жизнь и мир такими, какими они есть,
реальными. Именно тогда зародились такие принципы выразительности, как светотень,
перспектива. Это все применялось для украшения культовых сооружений, жилищ.
Средневековье привнесло в живопись совершенно новое, она отражала преимущественно
религиозные мотивы. Большую роль играл символизм используемого цвета. Для фона
фресок и полотен использовали нейтральный (отвлеченный), либо золотой, что
символизировало божественный замысел картины.
В эпоху Ренессанса роль живописи возросла, в ней использовали более основанную
систему светотени, линейной и воздушной перспективы. Это получило отклик в работах
на бытовые темы, в портретах, религиозных и мифологических сюжетах.
В 17-18 вв. европейская живопись становится все более сложной. Возглавляются новые
общественные идеалы, в картинах начинает появляться отражение конфликта личности с
окружающим миром. В эту эпоху формируются жанры живописи.
В 19 в. Возникает новое направление – романтизм, жаждущий чего-то нового. В живописи
романтизма акцент идет на изображение драматических событий истории и
современности, присутствует контрастность света и тени, насыщенный колорит.
Переворот в живописи происходит с появлением Импрессионизма. Этому направлению
свойственно более реальное изображение мира, его изменчивости, изображение
импрессионистами своих впечатлений. В своих работах они активно смешивают чистые
цвета и передают фактуру предметов. В эту эпоху художники начинают выходить на
пленэр.
На рубеже 19-20 вв. возникает абстрактная живопись. Происходит отказ художников от
изобразительности, появление более авторского отношения к работе, выявление своего
отношения к окружающему миру. Абстракционизм использует геометрические формы,
условные цвета, ассоциации композиций и утрированные, измененные формы.
В 20-21 вв. живопись стремиться все к большему самовыражению, вызванному развитием
технического прогресса. Происходит создание произведений с помощью цифровых
технологий.
Все это наверняка должно привести к появлению новых течений, но все же классическая
живопись маслом и в настоящее время является одной из любимых техник мастеров.

Направления живописи
1. Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм в некотором роде связан с сюрреализмом, они похожи тем,
что произведения создаются без точного осмысления сюжета. В своих работах художник
может выразить все свои эмоции и чувства, рисуя быстро, с использованием больших
кистей, мазков, иногда капая красками на холст. Очень часто картина создается прямо
перед зрителем, как небольшое представление, выявляя всю гамму экcпрессии. Именно
этому направлению дано другое, вполне характеризующее название «Живопись действия»
Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Марк Ротко, Уиллем де
Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер.
2. Абстракционизм
Абстракционизм можно смело считать ассоциативным искусством. Произведения этого
направления далеки от изображения реальности и являются выражением понимания
окружающего мира художником. Главное место в таких произведениях отводят
формальным элементам: линиям, цветовым пятнам, отвлеченным фигурам. Одна из целей
абстракционизма - достижение гармонии, посредством создания определенных
геометрических и цветовых сочетаний, которые вызовут у зрителя разнообразные
ассоциации.
Главными представителями направления были: Василий Кандинский, Пабло Пикассо
3. Авангардизм
Авангардизм – это общее название экспериментальных течений, начинаний 20-ого века,
которые отрицали традиционные подходы и методы академического рисунка. Их главной
целью было стремление к свободе от рамок и устоявшихся форм, создание совершенно
нового искусства. В работах часто исполняется подражание реальному миру в
примитивной технике, отрицание осмысленности человеческого существования.
Иконой авангардизма можно считать картину Казимира Малевича «Черный квадрат»
4. Академизм
Это направление основалось во времена создания творческих групп и академий, которые
стремились создать правила и рамки для творчества и стать местом профессионального
образования. Система такого обучения была очень строга и ориентировалась на знаковые
события эпох. С одной стороны академизм сохранял четкие традиции живописи, с другой
мешал развитию самобытных талантов, которые имели бы свое видение. Академическое
рисование не было противоречивым и вызывающим, поэтому легко уживалось со всеми
государственными переменами.
К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма
Бугеро, Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова.
5. Сюрреализм
Направление в искусстве, сформировавшееся к 1920-ым годам во Франции. Своим
появлением Сюрреализм хотел добиться нового мышления, открыть новый тип познания
мира. В мир искусства он внес существование вне реальности, во снах и грезах. Для этого
направления очень важную роль играют труды Зигмунда Фрейда о бессознательном.
Анализируя их, художники из своих снов извлекали различные образы, чувства и
переносили их на полотна. В работах этого направления очень тяжело найти логику и все
понять, поэтому их просто надо воспринимать такими, какие они есть, с присущей им
причудливостью.
Ярчайшим представителем Сюрреализма является Сальвадор Дали.
6. Фовизм
Это направление в живописи, которое появилось в 20 веке. Его работы всегда отличались
своей простотой и эмоциональностью. Фовизм можно сравнить с проявлением искусства в
первобытные времена. Художники изображают предметы плоскостно, используя
сочетания ярких чистых цветов. Происходит отказ от перспективы и от игры света и тени.
Цветовые сочетания и мотивы для сюжета фовисты всегда брали из живой природы, но
интерпретировались ими на холсте с предельным контрастом, крупными яркими (немного
дикими) пятнами.
Ведущими представителями направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
7. Кубизм
В изобразительном искусстве кубизм зародился в начале 20 века. Его основой является
разложение изображаемого объекта на геометрические формы, взаимосвязанные
плоскости, стремление к раздробленности. В работах отсутствует ощущение света и
пространства, основные средством выразительности является многоцветность. В первую
очередь художник пытается своими работами донести до зрителя более полную
информацию об объекте, а не свою точку зрения на него.
Наиболее известные кубистические произведения: картины Пикассо, работы таких
художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан.
8. Анахронизм
Анахронизм – это направление живописи, в котором художники ищут вдохновения в
изобразительном искусстве прошлого, по-новому его осмысляя и в некоторых моментах
пародируя. Они стараются интерпретировать классические работы по своему,
приблизить их к современному искусству.
9. Андеграунд
Это направление, объединяющее виды современного творчества, которое отрицает все
стандарты принятого, эпатируя тем самым публику. Это искусство, которое рассчитано на
самовыражение, а не на зарабатывание денег. Андеграунд стал противником тех рамок и
течений в которые были загнаны художники, поэты и писатели. В советский период, все
искусство, которое было запрещено, можно назвать этим определением.
10. Импрессионизм
Слово Импрессионизм в переводе с французского означает «впечатление». Это
направление живописи возникло во Франции в 19 веке и стало так называться после
парижской выставки, на которой была выставлена работа Клода Моне «Впечатление».
Импрессионизм – это направление, которое первым показало всю красочность и
достоверность жизни и окружающего мира, многогранность быта и облика людей.
Наиболее распространенной темой для изображения является пейзаж, но в то же время
можно встретить сцены из жизни: женщины с детьми, танцующие балерины и другое.
Наиболее значимыми представителями течения являются: Ренуар, Сислей, Моне, Сезан.
11. Дивизионизм (Пуантилизм)
Это живописный метод, в котором главным является то, что художник раскладывает
цветовой тон на отдельные цвета и наносит их на холст точками различной формы. При
рассмотрении такой работы зрителем, он видит цельный образ.
Мастера этого направления: Поль Синьяк, Джованни Сегантини, Жорж Леммен.
12. Символизм
Символизм – это одно из крупнейших направлений, которое сильно изменило отношение
к искусству. В переводе с греческого оно означает «символ, знак». Символисты старались
экспериментировать, стремились к новаторству, что в какой-то степени повлияло на
современные виды искусства. Художники символизма обращаются к незримым,
параллельным мирам, которые существуют в реальности (главное уметь их увидеть и
интерпретировать), и изображают эти образы в работах с помощью знаков.
Мастерами символизма являются: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон,
Фелисьен Ропс, Джон Эверетт Миллес, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
13. Интимизм
Слово интимизм, в переводе с латинского, означает (тайный, сокровенный, искренний).
Это направление живописи, которое возникло на рубеже 19-20 вв. Основной темой
художников этого направления было изображение частной жизни людей. На первый план
в работах выходили цвет и специфика композиции. Большую роль играло изображение
освещения в сюжете, что придавало особый уют и чувство домашней атмосферы. Для
интимистов важным было детальное изображение интерьера, сочетание цвета и формы,
люди же играли второстепенную роль.
Мастерами интимизма являются: Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Кер-Ксавье Руссель.

Функции живописи
Живопись, как и многие другие виды искусства, несет в себе познавательную,
философскую и в основном эстетическую функции. Живопись отражает в себе взгляды и
духовное содержание той или иной эпохи, ее развитие в социальном плане. Многие
произведения несут в себе документальную ценность. Живопись воздействует на мысли
и чувства зрителя, заставляет переживать сюжет, изображенный автором. Она является
своеобразным эстетическим воспитанием для общества.

3

Скульптура,как вид искусства
Скульптура(от лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю) — ваяние, пластика — вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.
Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались си­нонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульпту­ра — более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Поскольку оба вида ис­кусства имеют дело с объемом и пространством, подчиняются за­конам тектоники(от греч. tektonik6s — относящийся к строительству), они материальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности чело­века, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобразитель­ная трехмерность, телесность представляет собой главную особен­ность этого искусства.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность — необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствовать­ся в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном мате­риале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

Прохладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужествен­ность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и про­стота дерева не подойдут для создания образа величественного, важною, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». Именно эта особенность позволяет материалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом со­стоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкре­тизированы формы, с другой — сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль, и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пусто­ту, бессодержательность.

Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в на­стоящем искусстве, очень много недосказанности и это способству­ет развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотвор­честву. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразитель­ных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рас­смотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.

Виды скульптуры

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это гово­рит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целост­ности.

Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается мно­жество различных по виду и по жанру скульптурных произведе­ний.

По признаку трехмерного объема:

Круглая скульптура, произведения которой свободно распола­гаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объ­ема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разно­видностей:

-статуя (фигура располагается в полный рост);

-скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);

-статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораз­до меньше своих реальных величин);

-торс (скульптурное изображение туловища человека);

-бюст (погрудное изображение человека);

-голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изобра­жением головы).

Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры —кине­стетическая,которая не требует обхода, она сама себя демонстри­рует благодаря совершаемым движениям;

Рельеф (изображение располагается на плоскости, которая слу­жит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основ­ное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архи­тектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).

Месторасположение рельефа влияет на его высоту:

барельеф — рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и па­раллельной ему передней плоскостью;

горельеф — рельеф, обладающий большой высотой, он выступа­ет от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горелье­фа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Го­рельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;

контррельеф — углубленный рельеф, не выступающий на по­верхности, а вынимающий объем из поверхности;

смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов релье­фа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изоб­ражение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.

По содержанию и функциям скульптура делится на:

-монументально-декоративную,непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключа­ется в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);

- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой созда­ет определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декора­тивной скульптуре можно вычленить такиевиды:

садово-парковая — размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);

городская — располагается на улицах города, делает порой без­ликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.

В городской скульптуре можно выделить несколько направле­ний:

памятники, посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;

пластические произведения, связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Москов­ского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);

аллегоричная скульптура, передающая отвлеченную идею по­средством образа. Аллегоричными могут быть произведения скуль­птуры, посвященные сказочным персонажам, историческим собы­тиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк — соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);

скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домуш­ник», прикрепленная к окну жилого дома);

- станковую, имеющую самостоятельное значение и более ин­тимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшаф­том. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.

Название произошло от слова «станок» — вращающаяся подстав­ка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэто­му станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;

- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и вклю­чающую широкий круг произведений различных по характеру, функ­циям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть не­большие по размеру произведения жанровой тематики, предназна­ченные для жилых интерьеров, культовых помещений;

- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искус­ство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углуб­ления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изо­бражения называлисьинталиями, которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произ­ведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северо­холмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.

Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним мож­но отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изобра­жением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амуле­тов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жиз­недеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль — рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображе­нием распятого Христа.

По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:

- реалистичная — через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;

- аллегоричная — напоминает несложный изобразительный ре­бус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяю­щих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.

Разновидность аллегории —персонификация, обозначающая во­площение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. На­пример, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.

В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых созда­ется образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилага­ется пояснительная записка, объясняющая суть символики;

- абстрактная— заключается в создании собирательного пла­стического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изо­бражаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Ле­жащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).

По признаку формы выделяются следующие виды скуль­птуры:

- памятник — самая распространенная форма скульптуры, основная задача — сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каж­дом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;

- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоми­нать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд про­вести границу между памятником и монументом очень сложно. Од­нако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда вели­чественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).

Есть еще одно отличие памятника от монумента: его располо­жение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы пере­носит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и пре­вращая в опознавательный признак выделения из обыденной реаль­ности.

Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подно­жье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник — с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монумен­те. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.

Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под стан­ковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;

- надгробие — очень близкий по функции к памятнику и мону­менту вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;

- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жиз­ненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.

Жанры скульптуры

Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрыва­ют через пластику образ животного.

Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существо­вало несколько направлений.

Первое направление связано с сохранением натурализма в изо­бражениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна — от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.

Портрет — создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульпту­ра ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.

Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изобража­ется таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окру­жающих).

Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:

- камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется нефор­мальное отношение автора к модели;

- парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);

- портрет-жанр — не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона — портрет и мифологический жанр.

Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.

Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повсед­невной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторо­на произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.

Исторический и мифологический жанры имеют более длитель­ную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или ре­лигиозных сюжетов.

Натюрморт и пейзаж. Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для про­изведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скуль­птурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.

Жанр фрагмента. В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и пред­меты.

Художественным стимулом к развитию этого жанра были облом­ки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали пред­метом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели не­зависимость в скульптуре.

Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их из­нутри.


Вы здесь » СТАРЫЙ ЗАМОК » Картинная галерея » Изобразительное Искусство


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно