СТАРЫЙ ЗАМОК

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СТАРЫЙ ЗАМОК » Таверна " У семи ветров" » Такое разное фэнтези...


Такое разное фэнтези...

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов («Беовульф»). Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые романы.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена, оказавшая огромное влияние на жанр. На данный момент в жанре фэнтези работают сотни писателей-фантастов.
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов — в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.

Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников.

«Стандартным набором» считаются:

Эльфы (— гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, ловкие, с острыми ушами, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в т. ч. бессмертные).
Гномы — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры.
Орки или гоблины — обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей. Придуманы Толкином как антагонисты эльфов.
Полурослики  (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие ловкие существа ростом до пояса человеку, меткие стрелки из лука и пращники.
Тролли или огры — горные великаны и/или людоеды, обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или — в «славянской фэнтези» — славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. Некоторые писатели используют похожие на другие фэнтезийные расы существа под другими именами и с некоторыми отличиями.

Тьма и Свет
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где
«тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.

Квест
Основой сюжета многих произведений является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы — таких, как поиск Гильгамешем цветка бессмертия, поход аргонавтов за Золотым Руном, поход Галахада за Святым Граалем, и т. п.. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези — «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина — этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Архетип квеста также успешно использовался для создания сюжетов компьютерных игр, где игроку дается задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока будет продвижение к нему.

2

ЖАНРЫ ФЭНТЕЗИ:

Героическое фэнтези
Стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа. Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — т. н. «славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко).

Эпическое фэнтези
Произведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является «квест» (миссия) главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, а в России — Ник Перумов.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «постмодернистское фэнтези» (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский, отчасти Стивен Эриксон).
Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературной фэнтези.

Игровое фэнтези
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга — например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода — цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, игровые вселенные Warhammer и Magic, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms — в частности, Роберта Сальваторе.

Историческое фэнтези
Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в историческом фэнтези отметился и Анджей Сапковский. Из современных российских произведений в этом жанре выделяется цикл «Отблески Этерны» Веры Камши.

Юмористическое фэнтези и пародии
Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный либо смешанный псевдоним. Например, Гай Юлий Орловский - серия "Ричард Длинные Руки". Юмористичность происходящего, как, например, у Терри Пратчетта, не мешает зачастую философским мыслям, сравнимым с Р. Желязны.

Темное фэнтези (Dark fantasy) — это своеобразный раздел традиционного фэнтези, который помимо прочей атрибутики включает в себя элементы готики и ужасов. Мрачное, темное фэнтези, таким образом, расположилось на стыке этих трех жанров.

Основное же отличие Dark fantasy от прочих жанров заключается в том, что на первый план авторов ставится цель не напугать читателя, а создать впечатление страха, который уже прошел. Т.е., читая такую книгу, вы в первую очередь все же читаете фэнтези, а не ужасы. Хотя все повествование ведется в особо гнетущем, мрачном стиле.
В жанре темного фэнтези такой аспект как борьба добра со злом практически, или совсем отсутствует. Зло в таких мирах уже победило, и главная идея жанра — отобразить противостояние «большого» и «малого» зла, более темные и более светлые пятна. Герои, сами по себе темные, вынуждены бороться с еще большим злом, чтобы окружающий их мир окончательно не погрузился в хаос. Кроме того, авторы с особой тщательностью прописывают страдания героев.
Угрюмые маги повелевают кошмарными демонами… Беспринципные люди и нелюди цинично проворачивают грязные делишки… Жестокие вампиры алчно пьют кровь трудового народа… Мрак безраздельно властвует в душах… Таково темное фэнтези.
Впервые Dark Fantasy получило свое название в 1973 году — так именовался небольшой фэнзин. В начале восьмидесятых американские издатели использовали термин для привлечения доверчивых фанов. Мол, налетай, народ, перед вами не просто мистика, а темное фэнтези! В 1987 известный писатель Джек Уильямсон выделил темное фэнтези как отдельный вид мистической литературы. А в июне 1991 обозревательница журнала “Локус” Фарен Миллер обозначила этот жанр как историю с элементами хоррора и готики, действие которой происходит в антураже традиционного фэнтези.

Сейчас к темному фэнтези причисляют три группы фантастической литературы. Это традиционное фэнтези с “темным” оттенком; разновидность мистического хоррора; фэнтези, написанное в особо гнетущем стиле.

Dark fantasy: классическое.
В традиционном темном фэнтези вы окунетесь в мир, где верховное зло давно победило и властвует, а его проявления воспринимаются обитателями мира как нечто само собой разумеющееся.  Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку… Здесь более-менее приемлемое, пристойное Зло противостоит преотвратнейшей Мерзопакости.
Итак, если мир — грязная дыра, которую населяют жестокие, отвратные ублюдки, человечья жизнь здесь — дешевка, а герои, претерпев немыслимые страдания, в финале гибнут крайне болезненной смертью, это оно самое и есть. Очень темное фэнтези…

Dark Fantasy: хоррор.
Темным фэнтези нередко нарекают категорию сверхъестественных ужасов, чтобы отделить их от основной массы хоррора. Подход здесь таков. Если в центре истории ожившая мумия, всякого рода вурдалаки и оборотни — это темное фэнтези, а если ужасные события имеют обыденное или научно-фантастическое объяснение (происки маньяка-убийцы, мутантов, инопланетян, сектантов) — это просто хоррор. Правда, возникает путаница с мистической готикой. Особенно когда речь идет о вампирских историях.
Чтобы не запутаться, смотрите на окружающий мир. В темном фэнтези обязательно будут присутствовать элементы классического фэнтези. Даже если вы наткнетесь на редкое «городское» фэнтези — магия и прочая колдовская атрибутика всегда перевесят готическую составляющую.

Dark Fantasy: психологическое.
Такие книги, на первый взгляд, укладываются в каноны стандартного классического фэнтези. Вроде, и зло еще не совсем победило, и герои с ним сражаются, но… решающим оказывается стиль повествования, который и породил это самое понятие “атмосферного” темного фэнтези.
Автор, на страницах своей книги, буквально обволакивает читателя страданиями, переживаниями героев, а так же выписанной с особой тщательностью атмосферой давящего мрака и полнейшей безнадежности. Как отметил Лоис М. Буджолд, подобные произведения достойны пометки: “По прочтении вскрыть вены”.

Городское фэнтези — это литературный жанр, основанный на использовании мистики в городском, обыденном антураже. Городское фэнтези соединяет в себе черты таких жанров как фэнтези, мистика и реализм, и имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями — от романтической прозы до бытописания, от детектива до романа ужасов, от мистики до социально-философского исследования. Часто под городским фэнтези понимают фэнтези, действие которого происходит в современном антураже.
Городское фэнтези основано на городской культуре и не имеет связи с древним народным фольклором. Первопроходцем городской фэнтези в России иногда называют Н. В. Гоголя, «Петербургские повести» которого заложили канон и эстетику русской городской сказки. Воплощением лучших традиций русской городской мистики является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В некоторых произведениях магический мир существует параллельно городской реальности и не оказывает зримого влияния на мир людей («Дозоры» Лукьяненко, «Тайный город» Панова).
Выделяют три отличительные особенности городского фэнтези:
1. Обстановка: действие происходит в городе.
2. Содержание: произведение имеет мистический элемент, причем мистика специфическая, городская. Именно эта мистика, которая зиждется на бесконечном множестве незнакомых лиц и запертых дверей, и создает популярность жанру.
3. Описание: очень тщательно прописываются детали и реалии города для достижения правдоподобия. Например, если герой идет в ресторан — грамотный писатель не преминет указать его название и местоположение. Читатель следует за персонажем по улице, аллее, набережной — и непременно узнает знакомые места. Подробности создают ощущение погружения: читатель начинает верить в реальность мира книги и жить им. Правильное соотношение обыденного и сверхъестественного — и есть тот самый фундамент, на котором покоится успех городской фантастики.

Книги про попаданцев в магические миры пользуются очень большой популярностью. Что же они из себя представляют? Давайте разберемся.
И так, попаданцы — это те, кто по какой-либо причине внезапно оказывается в другом мире (фэнтези, параллельный мир, другая планета, прошлое или будущее).
Схем переноса обычно две:
1. герой перемещается в своем теле;
2.  переносится только его сознание в тело иномирного обитателя.

Фэнтези попаданцы нередко бывают призваны высшими силами для выполнения определенной миссии. Интересно читать, как наш соотечественник приспосабливается к новому окружению. Читатель легко представляет себя на его месте и так же вместе с героем с удовольствием изучает фэнтези мир в книге, получает суперспособности и прочие плюшки. А девушки, разумеется, еще и идеального мужчину.

3

Вот лишь небольшой список произведений фэнтези по жанрам:

Героическое фэнтези

Роберт И. Говард — серия произведений о Конане-варваре.
Пол Андерсон — «Сломанный меч», «Три сердца и три льва».
Майкл Муркок — «Сага об Эльрике», «Рунный посох», «Хроники Корума».
Дэвид Геммел — «Дренайский цикл».
Глен Кук — «Чёрный отряд».
Элизабет Мун — «Сага о Паксеннарион».
Мария Семенова — «Волкодав».
Стэн Николс — «Орки. Первая Кровь».
Юрий Никитин — «Трое из леса»

Эпическое фэнтези

Дж. Р. Р. Толкин — трилогия «Властелин колец».
Роджер Желязны — цикл романов «Хроники Амбера».
Урсула ле Гуин — четыре романа о «Земноморье».
Ник Перумов — «Кольцо Тьмы», «Летописи Хьерварда», «Хранитель мечей».
Роберт Джордан — «Колесо Времени».
Тэд Уильямс — «Память, Скорбь и Терн» (в России издана как «Орден Манускрипта»).
Анджей Сапковский — цикл «Ведьмак».
Джордж Мартин — «Песнь льда и пламени».
Терри Гудкайнд — «Меч истины», он же — «Правила волшебника».
Раймонд Фэйст — «Война Врат», «Крондор».
Дэвид Эддингс — «Хроники Элении», «Белгариад».
Браст, Стивен - цикл о Драгейре
Антон Козлов (Белозёров) - «Ступени Пирамиды» из «цикла Путь Бога»

Тёмное фэнтези

Терри Брукс — «Слово и Пустота».
Стивен Кинг — «Тёмная башня».
Глен Кук — «Чёрный отряд»
Урсула ле Гуин — Шкатулка, в которой была тьма.
Андрей Дашков — «Войны некромантов»
Дмитрий Казаков — рассказ «Дитя света»
Макс Далин — «Убить некроманта»
Игорь Борисенко трилогия «Черная магия»
Ив Форвард «Злодеи поневоле»
Ксения Баштовая и Виктория Иванова «Тяжело быть младшим…»
Майя Зинченко — «Седьмое чувство»
Александр Дихнов «Записки Черного Властелина»
Елена Бычкова. Наталья Турчанинова «Рубин Карашэхра»
Г.Л. Олди «Путь проклятых»
Сергей Мусаниф «Темная сторона медали», «Подземная канцелярия»
Александр Романовский «Волонтеры Хаоса»
Олег Волховский «Люди огня»
Угрюмов Олег и Угрюмова Виктория «Некромерон» и «Все демоны: Пандемониум»
Елена Тыртышникова «Черный замок»
Дьяченко Марина и Сергей «Принцесса и дракон»
Валерий Иващенко «Черный ярл»
Глушановский Алексей «Дорога в маги», «Тропа волшебника», «Стезя чародея»
Анна Лин «Владычица Черной башни»
Жанна Пояркова «Дети лезвия»
Вадим Арчер «Выбравший бездну»
Сергей Данилов «Произвол судьбы» и «Смерть за плечами»
Безмирная Ольга «Записки дроу, по имени Гром»
Диана Джонс «Темный Властелин Деркхольма»
Пьянкова Карина «Права и обязанности»
Ольга Баумгертнер «Колдовская компания»
Джин Вулф «Пыточных дел мастер»
Иар Эльтеррус «Три дороги во Тьму»
Алан Кэмпбелл "Ночь шрамов"

Историческое фэнтези

Гарри Тертлдав — «Хроники Легиона» («Видесс»).
Анджей Сапковский — «Сага о Рейневане».
Святослав Логинов — «Колодезь»,
Сергей Лукьяненко — дилогия «Искатели неба».
Роберт Сильверберг — Царь Гильгамеш, сказочное фэнтези про древних шумеров.
Мэри Стюарт — «Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство», (альтернативный вариант истории Мерлина и Короля Артура).

Лирическое фэнтези

Урсула ле Гуин — «Планета Роканнона», «Планета изгнания», «Порог».
Джон Бойнтон Пристли — «31 июня».
Каст Филлис - «Заговор Богинь».
Наталья Жильцова - цикл «Проклятие Некроманта», цикл «Порядок и хаос».
Елена Никитина - цикл «Баба Яга», цикл «Саламандра».
Карина Дёмина - цикл «Изольда Великолепная»

Юмористическое (ироническое) фэнтези

Роберт Асприн — Серии «Мифы»,«Мир воров», «Артур-полководец»,«Вартрон» .
Пирс Энтони — Серия «Ксанф»
Ольга Громыко — серия о Вольхе: «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Ведьмины байки», «Верные враги» и др.
Терри Пратчетт — «Плоский мир».
Клиффорд Саймак — «Заповедник гоблинов».
Макс Фрай — «Лабиринты Ехо».
Михаил Успенский — «Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать», «Белый хрен в конопляном поле», «Невинная девушка с мешком золота» и др.
Андрей Белянин — «Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» и др.
Евгений Лукин — «Катали мы ваше Солнце».
Ларри Нивен — «Летающие колдуны» (ироническая фэнтези).

Пародия на фэнтези

Дуглас Кенни, Генри К. Бэрд — Тошнит от колец.
Дмитрий Емец — Таня Гроттер.
Жвалевский, Андрей, Мытько, Игорь — Порри Гаттер.
С. О. Рокдевятый — «Звирьмариллион».
Адам Робертс — «Соддит», «Селламиллион».
Пол Стюарт — «Чвокая Шмарь».

Детское фэнтези

Джоан Роулинг — Гарри Поттер
Клайв Льюис — Хроники Нарнии
Филип Пулман — «Тёмные начала»
Пол Стюарт, Крис Риддел — «За темными лесами», «Воздушные пираты» (детская фэнтези).
Брайан Джейкс - Рэдволл
Эрин Хантер — Коты-воители
Стивен Рокс - Страна Цветов и Цветные Миры
Наталья Щерба - Часодеи

Городское фэнтези

Сергей Лукьяненко — Ночной дозор и остальные «Дозоры…»
Вадим Панов — Тайный город
Чарльз де Линт — Городские легенды
Елена Никитина - Вампиры здесь тихие
Галина Гончарова - Эльфы,волшебники и биолухи

Этот список на самом деле может быть бесконечен и, наверняка, каждый найдет в нём одно из самых любимых своих произведений.

4

Чойто Бушкова забыли с его двумя циклами Сварог и Мамонты.

5

anars написал(а):

Чойто Бушкова забыли с его двумя циклами Сварог и Мамонты.

Ну так, добавляем, добавляем, не стесняемся! Только пожалуйста с указанием жанра.

6

Уж не знаю,кто писал этот перечень книг.
Но что из элементов сказки,волшебства,фэнтези имеется в Асприновском Шутте ?  Однозначно фантастика - инопланетяне,космические корабли и так далее...
Да и Роберт Янг «У начала времен» пишет про перелеты по трассам Земля - Марс и машине времени у археологов. Где эльфы,гномы или хотя бы волшебник один завалящий ?

7

Принцесса написал(а):

Только пожалуйста с указанием жанра.

С лордом Сварогом просто, героическое фентези про попаданца, с "Мамонтами" сложнее, там и история, и герои, и "городское" фентези. Жаль цикл остановлен.


Вы здесь » СТАРЫЙ ЗАМОК » Таверна " У семи ветров" » Такое разное фэнтези...


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно