ЖАНРЫ ФЭНТЕЗИ:
Героическое фэнтези
Стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа. Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — т. н. «славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин, Ольга Григорьева, Ольга Громыко).
Эпическое фэнтези
Произведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является «квест» (миссия) главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, а в России — Ник Перумов.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «постмодернистское фэнтези» (Джордж Реймонд Ричард Мартин, Анджей Сапковский, отчасти Стивен Эриксон).
Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературной фэнтези.
Игровое фэнтези
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга — например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода — цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, игровые вселенные Warhammer и Magic, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms — в частности, Роберта Сальваторе.
Историческое фэнтези
Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в историческом фэнтези отметился и Анджей Сапковский. Из современных российских произведений в этом жанре выделяется цикл «Отблески Этерны» Веры Камши.
Юмористическое фэнтези и пародии
Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный либо смешанный псевдоним. Например, Гай Юлий Орловский - серия "Ричард Длинные Руки". Юмористичность происходящего, как, например, у Терри Пратчетта, не мешает зачастую философским мыслям, сравнимым с Р. Желязны.
Темное фэнтези (Dark fantasy) — это своеобразный раздел традиционного фэнтези, который помимо прочей атрибутики включает в себя элементы готики и ужасов. Мрачное, темное фэнтези, таким образом, расположилось на стыке этих трех жанров.
Основное же отличие Dark fantasy от прочих жанров заключается в том, что на первый план авторов ставится цель не напугать читателя, а создать впечатление страха, который уже прошел. Т.е., читая такую книгу, вы в первую очередь все же читаете фэнтези, а не ужасы. Хотя все повествование ведется в особо гнетущем, мрачном стиле.
В жанре темного фэнтези такой аспект как борьба добра со злом практически, или совсем отсутствует. Зло в таких мирах уже победило, и главная идея жанра — отобразить противостояние «большого» и «малого» зла, более темные и более светлые пятна. Герои, сами по себе темные, вынуждены бороться с еще большим злом, чтобы окружающий их мир окончательно не погрузился в хаос. Кроме того, авторы с особой тщательностью прописывают страдания героев.
Угрюмые маги повелевают кошмарными демонами… Беспринципные люди и нелюди цинично проворачивают грязные делишки… Жестокие вампиры алчно пьют кровь трудового народа… Мрак безраздельно властвует в душах… Таково темное фэнтези.
Впервые Dark Fantasy получило свое название в 1973 году — так именовался небольшой фэнзин. В начале восьмидесятых американские издатели использовали термин для привлечения доверчивых фанов. Мол, налетай, народ, перед вами не просто мистика, а темное фэнтези! В 1987 известный писатель Джек Уильямсон выделил темное фэнтези как отдельный вид мистической литературы. А в июне 1991 обозревательница журнала “Локус” Фарен Миллер обозначила этот жанр как историю с элементами хоррора и готики, действие которой происходит в антураже традиционного фэнтези.
Сейчас к темному фэнтези причисляют три группы фантастической литературы. Это традиционное фэнтези с “темным” оттенком; разновидность мистического хоррора; фэнтези, написанное в особо гнетущем стиле.
Dark fantasy: классическое.
В традиционном темном фэнтези вы окунетесь в мир, где верховное зло давно победило и властвует, а его проявления воспринимаются обитателями мира как нечто само собой разумеющееся. Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку… Здесь более-менее приемлемое, пристойное Зло противостоит преотвратнейшей Мерзопакости.
Итак, если мир — грязная дыра, которую населяют жестокие, отвратные ублюдки, человечья жизнь здесь — дешевка, а герои, претерпев немыслимые страдания, в финале гибнут крайне болезненной смертью, это оно самое и есть. Очень темное фэнтези…
Dark Fantasy: хоррор.
Темным фэнтези нередко нарекают категорию сверхъестественных ужасов, чтобы отделить их от основной массы хоррора. Подход здесь таков. Если в центре истории ожившая мумия, всякого рода вурдалаки и оборотни — это темное фэнтези, а если ужасные события имеют обыденное или научно-фантастическое объяснение (происки маньяка-убийцы, мутантов, инопланетян, сектантов) — это просто хоррор. Правда, возникает путаница с мистической готикой. Особенно когда речь идет о вампирских историях.
Чтобы не запутаться, смотрите на окружающий мир. В темном фэнтези обязательно будут присутствовать элементы классического фэнтези. Даже если вы наткнетесь на редкое «городское» фэнтези — магия и прочая колдовская атрибутика всегда перевесят готическую составляющую.
Dark Fantasy: психологическое.
Такие книги, на первый взгляд, укладываются в каноны стандартного классического фэнтези. Вроде, и зло еще не совсем победило, и герои с ним сражаются, но… решающим оказывается стиль повествования, который и породил это самое понятие “атмосферного” темного фэнтези.
Автор, на страницах своей книги, буквально обволакивает читателя страданиями, переживаниями героев, а так же выписанной с особой тщательностью атмосферой давящего мрака и полнейшей безнадежности. Как отметил Лоис М. Буджолд, подобные произведения достойны пометки: “По прочтении вскрыть вены”.
Городское фэнтези — это литературный жанр, основанный на использовании мистики в городском, обыденном антураже. Городское фэнтези соединяет в себе черты таких жанров как фэнтези, мистика и реализм, и имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями — от романтической прозы до бытописания, от детектива до романа ужасов, от мистики до социально-философского исследования. Часто под городским фэнтези понимают фэнтези, действие которого происходит в современном антураже.
Городское фэнтези основано на городской культуре и не имеет связи с древним народным фольклором. Первопроходцем городской фэнтези в России иногда называют Н. В. Гоголя, «Петербургские повести» которого заложили канон и эстетику русской городской сказки. Воплощением лучших традиций русской городской мистики является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В некоторых произведениях магический мир существует параллельно городской реальности и не оказывает зримого влияния на мир людей («Дозоры» Лукьяненко, «Тайный город» Панова).
Выделяют три отличительные особенности городского фэнтези:
1. Обстановка: действие происходит в городе.
2. Содержание: произведение имеет мистический элемент, причем мистика специфическая, городская. Именно эта мистика, которая зиждется на бесконечном множестве незнакомых лиц и запертых дверей, и создает популярность жанру.
3. Описание: очень тщательно прописываются детали и реалии города для достижения правдоподобия. Например, если герой идет в ресторан — грамотный писатель не преминет указать его название и местоположение. Читатель следует за персонажем по улице, аллее, набережной — и непременно узнает знакомые места. Подробности создают ощущение погружения: читатель начинает верить в реальность мира книги и жить им. Правильное соотношение обыденного и сверхъестественного — и есть тот самый фундамент, на котором покоится успех городской фантастики.
Книги про попаданцев в магические миры пользуются очень большой популярностью. Что же они из себя представляют? Давайте разберемся.
И так, попаданцы — это те, кто по какой-либо причине внезапно оказывается в другом мире (фэнтези, параллельный мир, другая планета, прошлое или будущее).
Схем переноса обычно две:
1. герой перемещается в своем теле;
2. переносится только его сознание в тело иномирного обитателя.
Фэнтези попаданцы нередко бывают призваны высшими силами для выполнения определенной миссии. Интересно читать, как наш соотечественник приспосабливается к новому окружению. Читатель легко представляет себя на его месте и так же вместе с героем с удовольствием изучает фэнтези мир в книге, получает суперспособности и прочие плюшки. А девушки, разумеется, еще и идеального мужчину.