Сословие рыцарей.
Феодальный строй в Западной Европе достиг своей зрелости к началу X века, когда завершилось оформление феодальных поземельных отношений. Отошли в прошлое времена, когда воинственные вожди племен делили наследство рухнувшей Римской империи. Теперь их потомки стали землевладельцами, наиболее удачливые - властителями целых областей и правителями королевств. Наиболее полное, так сказать, классическое выражение феодализм нашел в одном из таких королевств, возникших на территории распавшейся империи Карла Великого, - во Франции. Уже в XI веке французские феодалы превратились в привилегированную часть общества, принадлежность к которой определялась прежде всего по рождению. Кастовая замкнутость рыцарского сословия нарушалась лишь в исключительных случаях. Так, после больших потерь, понесеных во время войны за Фландрию, Филипп IV Красивый объявил о наборе в рыцарские ряды крестьян.
Внутри класса феодалов установилась система вассальных отношений, которая может быть представлена в виде многоступенчатой пирамиды. Основание пирамиды составляли многочисленные «однощитные» рыцари (те, кто не имел своих вассалов и входил в состав отряда более состоятельного рыцаря лично, со своим щитом), далее шли феодалы все крупнее и крупнее, еще выше стояли властители больших территорий, и возглавлял эту структуру король - сеньер всех сеньеров. К концу
IX века класс феодалов полностью отделился от прочих слоев населения.
Правовые отношения между представителями разных уровней внутри класса строились на основе принципа: «вассал моего вассала не есть мой вассал». То есть, каждый рыцарь был независим от всех, кроме своего сеньера; он мог не выполнить даже приказ короля, если этот приказ ему поступит не через его собственного сеньера. Зато отношения с сеньером были строго регламентированы незыблемыми правилами, сложившимися на основе обычаев и традиций. Нарушение этикета и ритуала вассальных отношений считалось бесчестьем, и провинившегося могли изгнать из рыцарской корпорации области или даже всей страны.
Так складывалось классовое самосознание феодалов. Оно строилось на убеждении, что только рыцари являются истинно благородными людьми, не только по рождению, но и по моральным качествам. Среди этих качеств на первом месте были добродетели профессионального воина и вассала: храбрость, верность, стойкость в защите чести. Так сформировался идеальный образ борца со всяческим злом, защитника добра и справедливости - «рыцаря без страха и упрека». Этот идеал способствовал укреплению классовой солидарности: моральные качества как бы уравнивали всех членов рыцарского сословия между собой, независимо от различий в их имущественном положении, и при этом всех их, вместе взятых, - отделяли от прочего люда. Символом этого равенства стал Круглый Стол, прославленный легендами о Короле Артуре и его Рыцарях. Благословляя их сообщество, чародей Мерлин произнес такую речь:
«В этот первый день Круглого Стола я устанавливаю для вас правила рыцарского достоинства Не совершайте преступлений, убийств, не творите жестокости или злых дел; бегите от измены, лжи и бесчестия; щадите того, кто просит о пощаде, или никогда больше не садитесь за этот стол. И всегда оказывайте ту помощь, что в ваших силах, дамам и леди; выступайте, чтобы защитить благородных женщин и вдов; оставляйте все свои дела, если хоть одной женщине в мире причинено зло; под страхом смерти или вечного бесчестия не причиняйте никакого зла женщине, не заставляйте ее страдать. И ни за что на свете не сражайтесь за дело несправедливое и неправедное».
Таким образом, социальный институт рыцарства возник как общность всех благородных воинов, равных между собой. Церковь благословила его, призвав рыцарей к роли защитников христианской веры. Так возродилась идея, возникшая еще у Карла Великого, мечтавшего восстановить Римскую империю на Западе Европы, как мощную силу, противостоящую Византии и мусульманскому Багдаду. Затем эта идея превратилась в мечту о глобальном христианском государстве, устроенном по законам добра и справедливости. Эта мечта была использована организаторами крестовых походов в качестве главного лозунга, привлекшего под их знамена значительную часть участников войска крестоносцев. Обескураживающие результаты походов не убили мечту: она продолжала жить в поэзии рыцарских времен и поддерживать тот идеальный образ благородного воителя, который вошел в легенды.
Домашний быт.
В феодальную эпоху появился новый вид жилища - замок. Сначала это был донжон - прямоугольная башня, служившая и домом, и крепостью. Затем появились обширные комплексы, обнесенные стенами со многими башнями. Башни стали круглыми, что увеличивало радиус обстрела. Комплекс имел жилые и хозяйственные помещения, конюшни, водопровод и бассейн с запасом воды на случай осады, запасные (потайные) выходы.
Замки раннего средневековья не отличались особым комфортом и изысканностью убранства. В Х-Х1 веках быт начали украшать настенными коврами, затем появились росписи. Сюжетами служили сцены из рыцарской жизни: охота, походы и сражения, торжественные кавалькады и т.д.; обязательным элементом декора стали гербы. Эти росписи и ковры - основной источник сведений о рыцарском быте. Известен вышитый ковер длиной 70 метров, на котором подробно изложена история завоевания Англии норманнами - так называемая «пелена из Байе»: по преданию, ее вышила королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя. Постепенно в искусство проникла тематика рыцарских романов - изображались сцены из «Тристана и Изольды», «Песни о Роланде», «Сказания о Силе». Даже шахматы для владельцев замков изготавливались в виде рыцарских отрядов. После походов на Восток в замках появилась склонность к роскоши: в моду вошли шелка, богато украшенная мебель и посуда, а также множество предметов, имевших не столько утилитарное, сколько декоративное назначение.
Замок сеньора средней руки, сравнительно скромный по размерам и не слишком мощно укрепленный, временами был забит до отказа вассалами его владельца. Вассалы были обязаны участвовать не только в военных походах своего сеньера, но и в обсуждении его текущих дел. Если сеньер попадал в плен, вассалы собирали деньги для его выкупа. Также они участвовали в его расходах по случаю больших празднеств в замке: например, если происходило посвящение в рыцари старшего сына сеньера или свадьба его старшей дочери.
В свою очередь, сеньер брал под защиту своего вассала в конфликтных ситуациях с соседями (например, в спорах о земельном владении) - путем судебного разбирательства или силовыми методами, используя свой вооруженный отряд.
Обычный день феодала начинался службой в замковой церкви. Затем он появлялся на площадке лестницы, ведущей в башню, и приступал к обязанностям хозяина: разбирал споры своих подданных, вершил правосудие. После этого обходил хозяйственные постройки: конюшню, псарню, мастерские, где замковые мастера изготавливали предметы вооружения и другие полезные вещи. Осмотрев свое хозяйство и отдав необходимые распоряжения, рыцарь считал себя свободным от дел и мог предаваться чисто рыцарским забавам. Обитатели замков почти ежедневно охотились, а довольно часто выезжали на поиски приключений - патрулировали дороги и мосты, производили разведку местности. С проезжих - прежде всего с купцов - собирали дорожные пошлины; не гнушались и обыкновенным грабежом. Во время этих приключений следовало упражняться в доблестях, обязательных для рыцаря. В раннем средневековье список этих доблестей выглядел так:
- умение одним ударом меча рассекать воина на коне и в доспехах от макушки донизу, вместе с лошадью (!),
- умение без труда разогнуть подряд четыре подковы,
- умение поднять до уровня своей головы стоящего на его руке рыцаря в доспехах,
- способность съесть за обедом четверть барана или целого гуся.
Надо полагать, что эти описания доблестей сильно преувеличены (разве что за исключением четвертой), как и вообще описания подвигов, совершенных рыцарями: все это следует отнести к области художественного творчества, рыцарского фольклора. Так, истории о битвах с ужасными чудовищами возникали из-за обычая присваивать рыцарям разные прозвища. Например, король Артур был прозван Корнубийским вепрем, африканский царь Гормунд - Волком морских пучин, армия бриттов носила название Красного дракона, под Белым драконом подразумевалась армия саксов. Их междоусобные стычки и разбойные нападения в легендах превращались в битвы с соответствующими чудовищами и великанами. Возвращаясь после подобных приключений, обычно устраивали пиры, во время которых старались в полной мере проявить «доблесть номер четыре». Вообще, пирами отмечались многие события: семейные торжества, церковные праздники, боевые победы. Были и традиционные пиршественные дни, установленные в отдельных рыцарских корпорациях: например, Рыцари Круглого Стола обязательно съезжались на пир в день Пятидесятницы (св.Троицы), когда они отчитывались в совершенных за время отлучки подвигах. Пирами обычно заканчивались и самые популярные в рыцарской среде развлечения - охота и турнир.